Пояснительная
записка.
Программа профильного курса химии
11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании,
связанные с реформированием средней школы. Изучение в 11 классе основ общей
химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии
как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий,
универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической
химии. Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей
и не органической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать
именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это
серьезное испытание.
Вторая идея курса — это
межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе
объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание
естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину
мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие
окружающего мира будет неполным. Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей,
литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет
средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере
человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации обучения.
Теоретическую основу курса общей
химии составляют современные представления: о строении вещества (периодическом законе и
строении
атома, типах химических связей,
агрегатном со стоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном
составе вещества);
химическом процессе (классификации химических
реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восста новительных
процессах). Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о
классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое по
строение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию
материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей
связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить
собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о
природе.
Изучение химии на профильного
уровня направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической
составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях,
законах и теориях;
овладение умениями применять
полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств
веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов;
развитие познавательных интересов
и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
воспитание убежденности в
позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически
грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и
умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском
хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
При реализации рабочей
программы учащиеся должны владеть УУД: Регулятивные
(учебно-организационные):
Ставить учебные задачи,
Вносить изменения в последовательность и
содержание учебной задачи;
Выбирать наиболее рациональную
последовательность выполнения учебной задачи;
Планировать и корректировать свою
деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
Оценивать свою работу в сравнении
с существующими требованиями;
Владеть различными способами
самоконтроля;
Познавательные учебно-логические:
Классифицировать в соответствии с выбранными
признаками;
Сравнивать объекты по главным и
второстепенным признакам;
Систематизировать информацию;
Структурировать информацию ;
Определять проблему и способы ее
решения;
Формулировать проблемные вопросы, искать
пути решения проблемной ситуации;
Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
Поиск и отбор необходимых источников
информации;
Представление информации в различных
формах (письменная и устная) и видах;
Работа с текстом и внетекстовыми
компонентами:составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов
выступления;
Перевод информации из одного вида в другой
(текст в таблицу,
карту в текст и т.п.);
Использовать различные виды
моделирования, исходя из учебной задачи;
Создание собственной информации и её
представление в соответствии с учебными задачами;
Составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении;
Уметь вести дискуссию, диалог;
Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
Рабочая программа разработана на
основе авторской программы курса химии для профильного и углубленного изучения
химии в 10-11 классах
общеобразовательных учреждений (профильный уровень) авторов О.С. Габриеляна, И.Т. Остроумова, соответствующей Федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации.
Количество часов 102 (3 часа в
неделю), контрольных работ - 4, практических работ – 8, лабораторных опытов
- 10.
Данная рабочая программа реализуется
при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов
других современных образовательных технологий, передовых форм и методов
обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, ИКТ, тестовый контроль
знаний . Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает
проведение лабораторных, практических, самостоятельных, зачетных уроков, тестовых
промежуточных и итоговых контрольных работ.
Тема
1 Строение атома (9 часов)
Атом — сложная частица. Ядро и
электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир.
Дуализм частиц микромира. Состояние электронов в атоме. Электронное облако и
орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, р, d, f). Энергетические уровни
и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов
элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электроннографические формулы атомов
элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f -семейства. Валентные возможности атомов
химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических
элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и
возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности
атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей.
Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления». Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома.
Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала,
работы предшественников (Й. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа,
Дж. А. Нью-лендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества
Д. И. Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка
периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная
периодические зависимости. Периодический закон и строение атома. Изотопы.
Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность
Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая
система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера
элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и
неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших.
Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки
и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Периодическая
система химических элементов. Таблицы «Строения атома». Модели атомов. Таблицы
«Распределение электронов по уровням». Портрет Д.И. Менделеева.
Тема
2 Строение вещества. (16часов)
Химическая связь. Единая природа
химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки.
Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования
(обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и
неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма и пи), по кратности (одинарная,
двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические
решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая
химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь:
межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение
Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей: ионная связь
как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой;
разные виды связи в одном веществе и т. д. Свойства ковалентной химической
связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. SP
3-Гибридизация у
алканов, воды, аммиака, алмаза; sp 2-гибридизация у соединений бора,
алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия,
алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных
соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень
полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции
полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул,
кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические.
Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты.
Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода,
кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и
др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).
Теория строения химических соединений
А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений:
работы предшественников (Ж. Б. Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле),
съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова. Основные
положения теории химического строения органических соединений и современной теории
строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние
атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления
развития теории стрения органических соединений (зависимость свойств веществ не
только от химического, но и от их электронного и пространственного строения).
Индукционный мезомерный эффекты. Стереорегулярность. Диалектические основы
общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности
периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении
(работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет),
предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и
развитии (три формулировки).
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных
системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их
значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой:
взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля.
Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения
концентрации растворов.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по
химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и
«объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации
растворов.
Демонстрации. Модели
кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной
геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул
изомеров и гомологов. Таблицы «Гомологические ряды». Коллекция пластмасс и
волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного,
кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой
средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты.1.
Изготовление молекул воды, аммиака, метана и др. 2. Ознакомление с образцами
органических и неорганических полимеров.
Практическая работа №1. «Решение
экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».
Тема
3 Химические реакции (23 часа)
Классификация химических реакций
в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие
от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ:
аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением
состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ
(разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления
элементов (окислительно-восстановительные реакции и
неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и
эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и
необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические);
по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию
(фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности
классификации реакций в органической химии. Вероятность протекания химических
реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические
реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота
образования. Понятие об энтальпии. Закон Г. И. Гесса и следствия из него.
Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от
изменения энергии и энтропии.
Скорость химических реакций. Понятие
о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации.
Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа);
концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо-
и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с
неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм".
Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения
реагирующих веществ. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность
химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение
равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Электролиты
и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с
различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли,
основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической
диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации.
Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие
в растворах электролитов. Произведение растворимости. Водородный показатель.
Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды.
Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение
водородного показателя для химических и биологических процессов.
Гидролиз. Понятие «гидролиз».
Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов,
белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей —
три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение
гидролиза.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по
термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам
образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора
заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям
реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный
коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по
равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Демонстрации. Зависимость
скорости химической реакции от концентрации и температуры. Разложение перекиси
водорода в присутствии катализатора (MnO 2 ) и фермента
каталазы. Портрет Ле Шателье, таблицы.
Лабораторные опыты. 3.Проведение
реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. Реакции, идущие
с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот.
4. Определение характера среды с
помощью универсального индикатора.
Практическая работа №2 «Скорость
химических реакции. Химическое равновесие». Практическая работа №3 «Решение
экспериментальных задач по теме: «Гидролиз».
Тема. 4 Вещества
и их свойства (30 часов).
Классификация неорганических
веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды
(основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация.
Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.
Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в
зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от
кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные
углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые
кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
Металлы. Положение металлов в
периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества —
металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие
физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие
химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с
неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами
и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами,
фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни
организмов. Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая
коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Общие
способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-,
гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов
и его практическое значение.
Переходные металлы. Железо. Медь,
серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и
применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).
Неметаллы. Положение неметаллов в
периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов.
Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в
периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное
строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов.
Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными
неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов
в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и
серной кислотами и др.). Водородные соединения неметаллов. Получение их
синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические
свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и
группах. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты.
Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах
и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметаллов. Кислоты органические и неорганические. Кислоты
в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары.
Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот:
взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными
оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных
эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот.
Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот. Основания органические и неорганические.
Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических
оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства
бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле
анилина. Амфотерные органические и неорганические
соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность
оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.
Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды,
координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность
аминокислот: взаимодействие амино-кислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг
с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного
иона). Генетическая связь между классами органических и неорганических
соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической
и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа),
неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка).
Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений,
содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.
Расчетные задачи. 1. Вычисление
массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного
вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если
известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3.
Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ
дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям
элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по
известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение
молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные
задачи.
Демонстрации. Образцы металлов и
их соединений. Горение железа и магния. Взаимодействие меди с кислородом и
серой, натрия с водой. Опыты по коррозии металлов и защите от нее. Горение серы и фосфора. Возгонка
йода, растворение йода в спирте. Таблица генетическая связь неорганических
веществ.
Лабораторные опыты. 5. Знакомство
с образцами представителей неметаллов. 6.Распознавание хлоридов и сульфатов.7.
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. 8.Получение
гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.
Практическая работа №4 «Генетическая связь между классами
органических и неорганических соединений».
Тема.
5 Химия в жизни общество (9 часов)
Химия и производство. Химическая
промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности.
Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные
принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при
химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и
метанола). Сравнение производства этих веществ.
Химия и сельское хозяйство. Химизация
сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий
комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты
растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними.
Химизация животноводства.
Химия и экология. Химическое
загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения.
Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического
загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и
генная инженерия.
Химия и повседневная жизнь человека.
Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми.
Средства личной гигиены и косметики.
Химия и пища. Маркировка упаковок
пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища.
Химия и генетика человека."
Демонстрации. Модели производства
серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств
бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и
косметики, препаратов бытовой химии.
Лабораторные опыты. 9.
Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. 10. Ознакомление с образцами
средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по
правильному и безопасному применению.
Тема.6
Химический практикум (4 часа +11 часов на повторение)
Практическая работа №5.
«Получение газов и изучение их свойств». Практическая работа №6. «Решение
экспериментальных задач по неорганической химии». Практическая работа №7.
«Решение экспериментальных задач по органической химии». Практическая работа
№8. «Сравнение свойств органических и неорганических соединений».
Основные понятия курса общей
химии.
Контрольных работ - 4.
Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома», «Периодический закон».
Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества». Контрольная работа №3 по
теме: «Химические реакции». Контрольная работа №4 по теме: «Вещества и их
свойства». Итоговый зачет за курс общей
химии 11 класс ( профильный уровень).
Практических работ-8
Лабораторных опытов -10.
Учащиеся в результате усвоения
раздела должны знать/понимать:
Важнейшие химические понятия: вещество, химический
элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость
химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение
массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической
связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы:
основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи,
аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры,
мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
называть изученные вещества по
«тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень
окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,
характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и
восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических
соединений;
характеризовать: элементы малых
периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие
химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и
органических соединений; строение и химические свойства изученных органических
соединений;
объяснять: зависимость свойств
веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной,
ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и
положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент
по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск
химической информации с использованием различных источников (научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать
компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её
представления в различных формах;
использовать приобретённые знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений,
происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности
протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения
в окружающей среде;
оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими
и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной
концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности
химической информации, поступающей из разных источников;
Критерии оценки:
Устный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный,
материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен
в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по
требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные
ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает
основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки,
которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом
рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет
ошибок, но задача решена нерациональным
способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет
ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в
рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны
реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения,
подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных)
в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны
реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения,
в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена
полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по
плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места,
экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена
полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент
проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами
и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на
половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или
более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию
учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена
полностью, возможна несущественная
ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена
полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не
менее чем наполовину, допущена одна
существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем
наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Материально-технического
обеспечения образовательного процесса:
Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева; Графопроектор ГП; Типовые тестовые задания ЕГЭ,
ГИА, 2006-2011 г.г. Модели - Виды кристаллических решеток; Коллекция горных пород и минералов; Коллекция
металлы; Коллекция алюминий и его соединения; Коллекция нефть и его продукты; Коллекция пластмасс и волокон; Шаростержневые
модели; Коллекция минеральных
удобрений»; Тесты для 11 классов по
разделам "Общей химии" (профильный уровень); Комплект таблиц для курса
«Общая химия" для 11 классов; Библиотека электронных наглядных
пособий по курсам химии 8-11 класс ; C/D – Диски; Видеофильмы и видеофрагменты для 9-11
классов; Набор реактивов и посуды
для проведения лабораторных опытов, демонстрационных опытов, практических
работ; Библиотечный фонд для курса химии
11 класс (профильный уровень).
Учебно-методический комплект:
1.Габриелян О. С, Остроумов И. Г.
Химия. 10 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).
2.Габриелян О. С, Лысова Г. Г.
Химия. 11 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2004.
3.Габриелян О. С, Остроумов И. Г.
Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. — М.: Дрофа, 2004.
4.Габриелян О. С, Лысова Г. Г.,
Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа,
2003—2004.
5.Габриелян О. С., Остроумов И.
Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа, 2003.
6.Габриелян О. С, Остроумов И. Г.
Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003.
7.Химия. 10 кл.: Контрольные и
проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10»/О. С. Габриелян, П.
Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2004.
8.Химия. 11 кл.: Контрольные и
проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/0. С.
Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2004.
9.Габриелян О. С, Решетов П. В.,
Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. —
М.: Дрофа, 2009—2010.
10.Габриелян О. С, Остроумов И.
Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. —
М.: Дрофа, 2005.
11.Габриелян О. С, Ватлина А. П.
Химический эксперимент в средней школе. 10 кл. — М.: Дрофа 2005 г.
12.Габриелян О. С. Методические
рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю.
Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 10» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой
«Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа,
2006.
|